Вока́льно-инструмента́льный анса́мбль (сокращённо
ВИА) — официальное наименование признанных государством профессиональных и самодеятельных музыкальных групп в
Советском Союзе в 1966—1986 годах. Термин «ВИА» в советское время был синонимом термина «
музыкальная группа» (мог применяться даже к иностранной группе), но со временем стал ассоциироваться именно с советскими
рок-,
поп- и
фолк-группами.
Появление
Термин «вокально-инструментальный ансамбль», как и само обозначаемое
этим термином явление, появился в СССР в 1960-х годах, на волне
увлечения советской молодёжи популярными течениями западной музыки.
Именно тогда в СССР стали создаваться музыкальные коллективы, призванные
стать собственными аналогами (разумеется, с поправкой на идеологию)
западных рок-групп.
Поскольку «рок-группами» именовать их не разрешалось по идеологическим
соображениям (официально считалось, что рок-музыка есть «продукт
разлагающейся западной культуры»), для таких коллективов было придумано
название «вокально-инструментальный ансамбль», или, сокращённо, «ВИА».
ВИА создавались при тех или иных уже существующих творческих
объединениях: местных филармониях, театрах, концертных объединениях.
Официальный статус отделял ВИА от «авторской песни» того же периода, которая проходила по категории художественной самодеятельности. Помимо профессиональных ВИА, существовали аналогичные самодеятельные коллективы.
В числе первых коллективов, создавших жанр ВИА, называют «Поющие гитары» и «Весёлые ребята», созданные в 1966 году в Ленинграде и Москве соответственно. «Добры Молодцы» появились на сцене в 1969 году.
Типичный ВИА состоял из 6-10 и более человек, в число которых обычно
входили по нескольку вокалистов и мультиинструменталистов, во главе
стоял художественный руководитель,
который мог входить, а мог и не входить в число исполнителей. Участники
менялись, а различные песни могли исполняться различными солистами.
Если в рок-группах солист обычно одновременно играл на каком-либо
инструменте, то в ВИА солист гораздо чаще только пел. Большинство
музыкантов ВИА были профессионалами, уровень исполнительского мастерства
был достаточно высок.
ВИА использовали обычный для поп- и рок-групп набор инструментов:
электрогитары, ударную установку, различные варианты электронных
клавишных, таких как электроорганы и синтезаторы, аппаратуру
звукоусиления. В дополнение к этому набору, как правило, имелась духовая
секция, могли использоваться также различные народные инструменты, в
особенности в ВИА с фолк-уклоном.
На внешний вид артистов ВИА и манеру поведения на сцене накладывался
целый набор ограничений, диктуемых идеологическими соображениями.
Типичной концертной одеждой были обычные пиджачные костюмы, а у ВИА,
специализирующихся на народной тематике — различные варианты одежды в
«народном стиле», на исполнение песен военно-патриотической тематики
ансамбль мог выйти в военной форме. Не поощрялось активное движение по
сцене, как правило, музыканты и солист стояли практически неподвижно в
течение всего номера. Разумеется, любые выраженно «роковые» атрибуты,
такие как необычные причёски, татуировки, клёпанная кожаная одежда,
металлические аксессуары и прочее в том же духе безусловно исключались.
Записи профессиональных ВИА издавались на советском рекорд-монополисте, государственной фирме «Мелодия», а организовывали концерты территориальные филармонии и концертные объединения: Москонцерт, Ленконцерт, Росконцерт, Госконцерт, Республиканские и областные филармонии.
Иногда ВИА выступали как аккомпанирующий состав известного сольного исполнителя, как, например: Юрий Антонов и группы «Аракс» и «Аэробус», Алла Пугачёва и ВИА «Рецитал», София Ротару и ВИА «Червона рута», Валерий Ободзинский и ВИА «Верные друзья».
Репертуар
ВИА в основном составляли песни, написанные профессиональными
композиторами и поэтами. Исполнялись также песни, написанные членами
группы, основным композитором мог быть и художественный руководитель
коллектива. Программа ансамбля официально утверждалась худсоветом, это было непременным условием для исполнения её на публике.
Стиль музыки, исполнявшийся ВИА, разнообразен. Он включал в себя как фолк и народные песни, так и диско, рок-музыку и синти-поп.
Звучание ВИА рассматривают как специфический жанр в советской
популярной музыке. Следует отметить, что именно ВИА сформировали и
подготовили музыкальный пласт развития биг-бита
и поп-музыки, сформировали зрительскую аудиторию для следующего
музыкального направления в СССР — рок-музыки. Однако в исполнении музыки
ярко выраженные рок-моменты будь то соло электрогитары или слишком
громкий голос артистов не рекомендовался. Не приветствовались
современные ритмы и новейшие направления, будь новая волна и пр. Потому песни у ВИА были как правило незамысловатые, не длящиеся более 3-4 минут и без серьезной импровизации.
В текстах песен ВИА звучали патриотические и военно-патриотические
мотивы, любовная лирика (в крайне «платонизированном» варианте), чисто
советские мотивы романтики труда, встречались песни-шутки, романсы,
народные песни, песни на актуальные темы (вроде строительства БАМа).
В основном песни несли выраженно позитивный заряд, прославляли
советский образ жизни, говорили о счастье, радости, трудовых свершениях и
боевых подвигах. Критика, протест, тема конфликта человека и общества
допускались только в «обличительных» песнях о проблемах
капиталистического мира. Не поощрялось и заострение проблем молодёжи.
Заметное место в репертуаре многих ВИА занимали кавер-версии песен западных групп (с текстами на русском языке, часто крайне далёкими от оригинала по смыслу, но, как правило, фонетически
сходными с ним). В записях и в представляемых на утверждение программах
выступлений кавер-версии иногда маскировались: менялись названия,
музыка могла приписываться членам группы или несуществующим
композиторам, песня именовалась «американской народной» и так далее.
Также ВИА нередко использовали музыкальные фрагменты западных песен в
собственных произведениях, подавая их как свою музыку. На концертах
могли исполняться и оригинальные западные песни.
[править] ВИА и рок-группы
Отношения между ВИА и самодеятельными рок-группами 1970-х — начала
1980-х годов были достаточно сложными и многоплановыми. С одной стороны,
существовал определённый антагонизм, связанный с разницей в статусе и
признании, с другой — музыканты нередко переходили из ВИА в группы и
обратно, а часть ВИА представляли собой «легализовавшиеся» тем или иным
путём самодеятельные группы. Так, вышеупомянутая группа «Аракс»
приобрела официальный статус через три года после создания, в 1974 году, когда вошла в труппу театра «Ленком». ВИА «Земляне» тоже начинал как андеграундная рок-группа, и лишь потом сменил статус.
|
В целом бездонная пропасть
лежала между профессиональными ВИА, даже если они робко пытались
пискнуть что-то со сцены в своё оправдание, ВИА самодеятельными,
бравшими с них пример, и группами. Это, однако, не переходило в
конфронтацию. Все понимали, что так устроен мир. Пойти, например,
работать в ансамбль «Весёлые ребята» к Слободкину так и называлось —
«продаться в рабство». Это компенсировалось спокойной жизнью без
цепляний, милиции, хорошей аппаратурой и стабильным, по тем временам
высоким заработком. «Чесали» тогда ребята по три — по четыре [концерта] в
день. Было ясно, что эти суровые условия диктует сама жизнь, и никто из
«подпольных» «продавшимся» в спину не плевал.
|
|
[править] Популярность, расцвет и исчезновение
ВИА как отдельное явление советской музыкальной культуры
просуществовали в общей сложности чуть более 20 лет. В период 1960-х —
1970-х, начала 1980-х годов они были чрезвычайно популярны, особенно у
молодежи. Наиболее известные ансамбли давали по несколько концертов в
день в течение всего года, исполняемые ими песни постоянно
транслировались по радио и телевидению, выпускались многочисленные и
хорошо продававшиеся альбомы. Например:за четыре года (1970—1974)только
тираж первого миньона ансамбля «Веселые ребята» был продан в количестве15 миллионов 975 тысяч экземпляров, а тираж несколько раз переиздаваемого альбома «Для нас, молодых» (1975—1979) ВИА «Самоцветы» достиг 2,5 миллионов копий[1].
Концертные организации получали от наиболее популярных ансамблей
большую прибыль, поэтому, например, годовой план, утвержденный
Москонцертом ансамблю Весёлые ребята, составлял ежегодно с 1970 года до 500 концертов[источник не указан 663 дня].
Большинство ВИА прекратили своё существование в конце 1980-х годов.
Этому способствовал целый ряд обстоятельств, прежде всего — выход из
подполья рок-музыки и упразднение механизмов регулирования деятельности
эстрадных исполнителей, ограничений на репертуар и строгих критериев
профессионального отбора музыкантов. Сыграло свою роль и повышение
качества музыкальной аппаратуры, появление дешёвых синтезаторов и
семплеров, дающих возможность производить качественную поп-музыку без
привлечения большого штата музыкантов. Да и репертуар большинства ВИА,
состоящий из позитивных шлягеров и «идеологически выдержанных»
композиций в новых политических условиях стал гораздо менее востребован.
Большинство коллективов распалось, хотя некоторым удалось выжить,
преобразовавшись в группы самой разной музыкальной направленности, от
поп-музыки до хард-рока. Значительная часть музыкантов распавшихся ВИА
осталась на эстраде, войдя в состав новых групп или начав сольную
карьеру. Очень многие современные российские деятели поп-музыки — это
бывшие музыканты ВИА 80-х.
Некоторое количество старых, широко известных ВИА продолжают
существовать по сей день, хотя и в сильно изменённом составе. Среди
них — «Весёлые ребята», «Земляне», «Песняры», «Цветы». Некоторые
известные ВИА (например, «Поющие гитары» и «Самоцветы») были воссозданы
во второй половине 1990-х годов, на волне увеличения популярности музыки
1960-1970-х годов. Они записывают ремейки своих шлягеров, выступают с
концертами, где звучит обычно наиболее популярная часть старого
репертуара. В некоторых случаях, например в ВИА «Песняры», возникло
сразу несколько составов, претендующих на одно и то же название и
исполняющих один репертуар.
[править] Наиболее известные ВИА
Аракс |
1968-1983, 1989—2004, с 2006 |
Сергей Рудницкий |
Москва, РСФСР |
Юрий Антонов, Сергей Беликов, Анатолий Алешин |
Ариэль |
с 1969 |
Валерий Ярушин |
Челябинск, РСФСР |
|
Верасы |
с 1971 |
Василий Раинчик |
Белорусская ССР,Минск |
|
Весёлые ребята |
с 1966 по настоящее время |
Павел Слободкин |
Москва, РСФСР |
Леонид Бергер,Александр Лерман,Александр Барыкин, Людмила Барыкина ,Александр Градский , Алла Пугачёва, Анатолий Алешин,Вячеслав Малежик, Алексей Глызин, Александр Буйнов, Александр Добронравов, Александр Добрынин, Сергей Рудницкий , Юрий Чернавский,Глеб Май . |
Горизонт |
с 1976 по 1989 |
Владимир Беляков |
Чебоксары, РСФСР |
|
ВИА «Здравствуй, песня!» |
с 1977 по 1987. С 1987 года работает как ВОКС Здравствуй, песня!" |
Аркадий Хаславский,
позднее с 1983 по 1987 Игорь Матвиенко стал музыкальным руководителем,
а с 1987 года Аркадий Хаславский вновь становится художественным руководителем |
как ВИА Здравствуй, песня! - Владимирская филармония (1977),
Североосетинская филармония (1977 - 1980), Краснодарская филармония
(1980 - 1987), как ВОКС Здравствуй, песня! - Томская филармония (1987 -
1988), Химкинский молодёжный центр (1988), Подольский ПкиО им. В.
Талалихина (1988 - 1989) |
Галина Шевелева, Марк Рудинштейн, Игорь Матвиенко, Олег Кацура, Сергей Мазаев, Николай Расторгуев. |
Земляне |
с 1974 |
Владимир Киселёв,
позднее Сергей Скачков |
Ленинград, РСФСР |
Алиса |
Каскад |
с 1983 |
Андрей Сухов |
Ярославль, РСФСР |
|
Лейся, песня |
1975-1984 |
Виталий Кретов |
Москва, РСФСР |
Любэ, Ария, Валерий Кипелов, Михаил Шуфутинский |
Орэра |
1958-1980(?) |
Роберт Бардзимашвили |
Грузинская ССР, Тбилиси |
Нани Брегвадзе, Вахтанг Кикабидзе |
Песняры |
1969-2003,
(гастрольные составы действуют по настоящее время) |
Владимир Мулявин |
Белорусская ССР,Минск |
Виктор Смольский |
Поющие гитары |
1966 |
Анатолий Васильев |
Ленинград, РСФСР |
|
Поющие сердца |
1971- |
Виктор Векштейн |
Москва, РСФСР |
Ария |
Самоцветы |
с 1971 |
Юрий Маликов |
Москва, РСФСР |
Владимир Винокур, Александр Барыкин, Алексей Глызин, Владимир Кузьмин |
Синяя птица |
1974-1991,
(с 1999 гастрольные составы действуют по настоящее время) |
Роберт Болотный, Михаил Болотный |
Куйбышев, РСФСР |
|
Сябры |
с 1974 |
Валентин Бадьяров, Анатолий Ярмоленко |
Белорусская ССР,Гомель |
|
Цветы |
с 1972 |
Стас Намин |
Москва, РСФСР |
Сергей Мазаев |
Червона рута |
1971-1990 |
Анатолий Евдокименко |
Украинская ССР |
София Ротару |
Ялла |
с 1970 |
Фарух Закиров |
Узбекская ССР |
|